Годы напряженной работы в сфере создания и обслуживания сайтов позволили мне накопить солидный опыт общения с Заказчиком. Со временем этот опыт оформился в «Правила делового общения Заказчика и Исполнителя». Ключевым является словосочетание «деловое общение». Эти правила я составил, прежде всего, для себя, и следую им неукоснительно.
Непосредственно свод правил Вам, уважаемый Заказчик, скорее всего, будет неинтересен. Однако ниже представлены комментарии, которые помогут нам обоим настроиться на спокойное, благожелательное, доверительное деловое общение.
В ходе делового общения обсуждаются вопросы, связанные с денежными отношениями. Заказчику нужны платные услуги, которые за денежное вознаграждение оказывает Исполнитель.
Идеальный результат делового общения:
Для конструктивного общения Заказчик и Исполнитель выбирают электронную почту. На общение по телефону они согласны, преимущественно, в рабочие дни недели с 11:00 до 19:00.
В ходе делового общения Заказчик и Исполнитель обсуждают только вопросы сотрудничества по разработке и обслуживанию сайта, проявляя при этом взаимоуважение и терпение.
Исполнитель на всех этапах сотрудничества готов подробно консультировать Заказчика по всем вопросам разработки и обслуживания сайтов. Однако следует четко различать консультацию и обучение.
Одно из главных правил для начала сотрудничества – обязательное заполнение брифа. В брифе в произвольной форме излагаются требования Заказчика к будущему сайту. Без брифа сотрудничество невозможно.
Разработка нового сайта или модернизация старого невозможна без Технического задания (ТЗ). Разработка ТЗ – обязательный этап. После того, как ТЗ утверждено Заказчиком, внесение изменений в ход разработки возможно только по дополнительной договоренности.
В начале сотрудничества в ходе делового общения между Заказчиком и Исполнителем неизбежно создается небольшое напряжение, вызванное взаимным недоверием. Это вполне естественно и объяснимо. Чтобы сгладить напряжение и снизить риск возможного обмана, весь ход работ делится на несколько самостоятельных этапов. Каждому этапу предшествует подписание организационно-правовых и учетно-расчетных документов. Например, при создании ТЗ на разработку сайта через руки Заказчика и Исполнителя проходят:
Разработка сайта предполагает регулярное общение Исполнителя и Заказчика. Общение можно ограничить, заключив договор о предоставлении услуг под ключ. Однако даже в этом случает необходимость в периодических контактах остается. Поэтому очень важно, чтобы интересы Заказчика представлял не какой-то посредник, а он сам, или его представитель, наделенный правом принимать решения.
Разработка сайта осуществляется в строгом соответствии с календарным планом, являющимся составной частью договора. Деловое общение Исполнителя и Заказчика привязано к этому календарному плану, поэтому выпадение какой-либо сторон из круга общения (нет на месте, не пришел на встречу, не реагирует на письма, не отвечает на звонки, не вышел на связь по Skype и т.д.) привносит нервозность в отношения и затягивает работу.
Любой честный Исполнитель не в состоянии обещать с вероятностью 100%, что он сможет продвинуть сайт Заказчика на лучшие места в ТОП поисковых систем. Поисковики живут собственной жизнью, работают по своим правилам, о которых можно только догадываться. Однако Исполнитель гарантирует, что весь объем работ, предусмотренный договором, будет выполнен полностью, в установленные сроки и на высоком профессиональном уровне.
В основу расчета цен на разработку или обслуживания сайта положена стоимость одного часа труда Исполнителя. Все цены на услуги хорошо продуманы и взвешены. Однако скидки все-таки возможны. Например, если Договором на разработку сайта предусмотрено последующее сопровождение веб-ресурса в течение 12 месяцев по одному из тарифов, то цена разработки может быть уменьшена на 5-10%.